История

История Саратовского Авиационного Завода

Саратовский Авиационный Завод – одно из крупнейших авиастроительных предприятий России, за свою семидесятипятилетнюю историю внес значительный вклад в развитие тяжелого машиностроения страны. В 1929 году было принято решение Правительства о строительстве в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин.

26 июня 1930 года на южной окраине Саратова были заложены фундаменты корпусов завода зерноуборочных комбайнов марки «СЗК». Прошло 18 месяцев, и завод был принят государственной комиссией. Директором предприятия в сентябре 1931 года был назначен Витчинкин Михаил Львович.

1932 году завод выпустил 1580 комбайнов, а по прошествии еще 4х лет в 1937 году на его счету было 39000 хлебоуборочных машин.

В связи с угрозой военного нападения на нашу страну по решению Совета труда и обороны 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.

В апреле 1938 г. директором был назначен опытный специалист Малахов Федор Сергеевич. Началась работа по освоению нового производства.

28 октября 1938 года взлетел первый самолет Р-10, генерального конструктора Немана Иосифа Григорьевича. Обладая огромной, по тем временам, скоростью 370 км/час, Р-10 успешно использовался как мобильный разведчик высокого класса. В 1939 году завод изготовил 135 боевых самолетов.

С июня 1940 г. предприятие возглавил Левин Израиль Соломонович. Заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором Яковлевым Александром Сергеевичем истребителя ЯК-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с КБ А.С. Яковлева. В октябре 1940 года первые три ЯКа поднялись в воздух.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все 1418 дней и ночей; трудились авиастроители, давая фронту самолеты-истребители. Летом 1943 года создалась напряженная обстановка на фронтах. Немецкое командование готовилось к наступлению, фашисты начали наносить удары по крупным предприятиям военной промышленности. В ночь на 24 июня 1943 года вражеские бомбардировщики разрушили 70% производственных площадей. Под открытым небом цехи продолжали работу. С помощью строителей восстанавливались корпуса. Одновременно шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии. После 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня.

В январе 1944 года освоено производство боевого истребителя ЯК-3. Этот самолет был признан самым легким и маневренным истребителем второй мировой войны.

На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман». Вкладом коллектива в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны 135б9 истребителей ЯК-1 и ЯК-З.

Труд коллектива отмечен орденами Ленина, Трудового Красного знамени, вручением на вечное хранение переходящего знамени Государственного комитета обороны, которое 28 раз присуждалось заводу по итогам всесоюзного соревнования.

Война закончилась, и постепенно страна стала возвращаться к мирной жизни. В феврале 1946 года при заводе открылся вечерний филиал авиационного техникума.

Развивалась и совершенствовалась авиационная техника – развивался, модернизировался и рос Саратовский Авиационный Завод. 19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолет ЯК-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники.

30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семена Алексеевича ЛА-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета — 3850 кг, максимальную скорость — 1026 км/ч, был легок в управлении.

Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15, Генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича. В октябре 1950 года серийный МИГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями совершил свой первый испытательный полет. В этот год перестройки производства на завод пришел новый директор Шибаев Алексей Иванович. Под его руководством завод первым в стране освоил производство тяжелых вертолетов.

28 мая 1952 года вертолет МИ-4 конструкции КБ Миля Михаила Леонтьевича прошел заводские испытания. Этот вертолет и сегодня широко используется в народном хозяйстве России в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На МИ-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолет был награжден золотой медалью.

7 августа 1954 года начались заводские летные испытания вертолета ЯК-24.

Этот «летающий вагон» в 50-е годы был самым большим в мире вертолетом. В 1955 году сборка вертолета ЯК-24 была передана другому предприятию.

1955 год завод подготовил к испытаниям всепогодный, ночной истребитель-перехватчик ЯК-25. За годы серийного производства на заводе выпущено 483 самолета ЯК-25, в том числе 406 ЯК-25М и 10 разведчиков ЯК-25Р.

В 1955 году, когда директором завода был назначен Дубовиков Борис Александрович, наряду с самолетами завод выпускал силосоуборочные комбайны, молотилки к зерноуборочным комбайнам, клеточные батареи для птицефабрик.

Под руководством Б.А. Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система» она получила распространение в стране, способствовала переходу к научному управлению качеством.

В 1957 году завод возглавил опытный инженер и руководитель Денисов Николай Семенович (июль 1957-январь 1979 г.г.). Под его руководством осваивались новые виды авиационной техники.

В 1959 году началось производство высотного разведчика Як-27, имевшего скорость 1190 км/час, потолок 19000 м, мощное вооружение. Было вылущено 172 самолета в 7-ми модификациях.

Во второй половине 1965 года завод получил задание освоить производство пассажирского турбореактивного самолета ЯК-40 конструкции А.С. Яковлева. В 1968 году ЯК-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота. Заводом выпущено 1123 ЯК-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира. За более чем 30-летнию эксплуатацию самолет показал высокую надежность.

В сентябре 1974 года проведены летные испытания серийного образца самолета вертикального взлета и посадки ЯК-36М, ставшего прототипом штурмовика ЯК-38.

28 октября 1977 года прошел заводские испытания 120 местный пассажирский реактивный лайнер ЯК-42.

В начале 1979 года завод возглавил выросший в коллективе Кривохижин Александр Иванович. Он вложил много труда в техническое перевооружение, внедрение оборудования с программным управлением, освоение новых видов авиационной техники, за что был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.

Была проведена большая работа по повышению надежности самолетов ЯК-42, освоению модификаций самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-38М, ЯК-38У.

В эти годы большое внимание уделялось развитию социальной сферы. Были построены новые жилые дома, больничный комплекс, профилакторий, реконструирован Дворец культуры.

За большой вклад в развитие отечественного авиастроения и в связи с 50-летием завод был награжден орденом Октябрьской революции.

Под руководством директора завода Коняшко Вилли Григорьевича. С 1985 года проводилась работа по совершенствованию конструкции и увеличению производства самолета ЯК-42.

В январе 1988 года на должность директора завода был назначен Ермишин Александр Викторович. Он продолжил работу по реконструкции, техническому перевооружению производства, освоению авиационной техники нового поколения.

Процесс перестройки оказал сильное влияние на дальнейшую судьбу предприятия.

10 января 1991 года Совет Министров СССР принял Постановление «О преобразовании Саратовского Авиационного завода» в коллективное предприятие» с передачей в собственность трудовому коллективу имущества завода, а позднее по решению конференции совладельцев, САЗ стал акционерным обществом закрытого типа.

Завод в основном сохранил профиль авиационного предприятия, сегодня продукцией завода является ближнемагистральный пассажирский самолет ЯК-42, его варианты и модификации ЯК-42Д. Самолет ЯК-42Д оснащен современным бортовым оборудованием отечественного или зарубежного и обеспечивает полеты, как по внутренним, так и по международным авиалиниям.

Самолет ЯК-42Д сертифицирован Госавиарегистром КНР

Различные варианты компоновки салонов обеспечивают любой необходимый уровень комфорта, экономкласс, бизнескласс, 1-й класс.

Отработан, сертифицирован и поставляется в эксплуатацию самолет варианта МР на 39-49 пассажиров. В настоящее время в авиакомпаниях России, СНГ, Кубы, Литвы, КНР эксплуатируется свыше 170 самолетов ЯК-42. Отработан, сертифицирован и поставляется в эксплуатацию самолет варианта VIP на 39 – 49 пассажиров. Совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева ведется работа по созданию 90-местной модификации самолета ЯК-42Д с увеличением дальности полета до 3500 км.

В 1993-1994 г.г. освоено производство спортивно-пилотажного самолета ЯК-54.

В июне 1994 года первый самолет ЯК-54, производства САЗ, был передан для проведения испытаний. ЯК-54-это двухместный спортивно-пилотажный самолет, предназначенный для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Он представляет собой цельнометаллический моноплан классической аэродиномической схемы и трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом, двигателем М-14Х воздушного охлаждения, с трехлопастным винтом изменяемого шага. Самолет оснащен необходимым радиосвязным и пилотажным оборудованием.

Самолет прост в управлении. Его пилотирование доступно начинающему летчику, Большой запас прочности, высокая энерговооруженность и хорошая управляемость дают возможность опытному спортсмену выполнять на ЯК-54 сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа без потери высоты. Его отличают высокие характеристики, простота и надежность конструкции, низкая стоимость эксплуатации. Закрытое Акционерное Общество «Саратовский Авиационный Завод» и сегодня является одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающим большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.

Несмотря на определенные трудности, связанные с экономикой страны, на заводе в соответствии с утвержденным технико-экономическим обоснованием проводится реконструкция и технологическая перестройка основного производства, которая позволит более эффективно проводить освоение новых образцов авиационной техники.

Коллектив закрытого акционерного общества «Саратовский Авиационный Завод» пройдя сложный 75-ти летний исторический путь, с надеждой смотрит в будущее, связывая свою судьбу с дальнейшим производством авиационной техники и другой продукции, необходимой для страны и на мировом рынке.