Данный сайт работает на благотворительных началах в память о Саратовском авиационном заводе.
Первоначальная информация была скопирована с Интернет-архива
Мы будем рады опубликовать любую присланную Вами дополнительную информацию о данном производстве.
Это могут быть фотографии завода и коллектива, всевозможные чертежи и схемы, перечень используемых станков и оборудования.
Эту и любую другую информацию касающуюся деятельности предприятия Вы можете отправлять на почтовый адрес. А также любое сотрудничество: info@saviaz.ru
ЗАО «САЗ»
Саратовский Авиационный Завод
В 1929 принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан саратовский авиационный завод.
За первые шесть лет напряженного труда коллектив саратовского авиационного завода внес большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, выпустив более 39000 единиц хлебоуборочной техники. В связи с угрозой военного нападения на СССР в 1937 Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.
28 октября 1938 с аэродрома саратовского авиационного завода взлетел первый самолет Р-10, обладавший огромной по тем временам скоростью 370 км/ч и использовавшийся как самолет-разведчик.
В июле 1939 совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.
В июне 1940 саратовскому авиациооному заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолета Як поднялись в воздух.
С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряженном режиме, поставляя на фронт истребители. В 1943 немецкие бомбардировщики разрушили 70% производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса саратовского авиационного завода, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.
После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и АКБ Яковлева продолжилось. 19 апреля 1946 был испытан первый учебно-тренировочный самолет Як-11.
30 апреля 1949 завод испытал первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина ЛА-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета — 3850 кг, максимальную скорость — 1026 км/ч, был легок в управлении.
28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошел контрольные заводские испытания. Своими качествами и транспортными возможностями Ми-4 значительно превосходил зарубежные аналоги. Этот вертолет и сегодня широко используется в народном хозяйстве России в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью.
В 1970-1980-х саратовский авиационный завод выпускал пассажирские самолёты Як-40 и Як-42, военные самолёты вертикального взлёта Як-38.
Типы летательных аппаратов,
серийный выпуск которых был освоен на саратовском авиационном заводе:
Самолёт И-28
Самолёт Як-1 — истребитель
Самолёт Як-3 — истребитель
Самолёт Як-11 — учебно-тренировочный
Самолёт Ла-15 — реактивный истребитель
Вертолёт Ми-4 — вертолёт народнохозяйственного назначения
Самолёт Як-38 — вертикального взлета, многоцелевой военного назначения
Самолёт Як-40 — пассажирский
Самолёт Як-42 — пассажирский
Самолёт Як-56 — учебно-тренировочный